15 февраля Православная Церковь празднует двунадесятый непереходящий праздник Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
В 40-й день по Рождении Богомладенца, Пресвятая Богородица и праведный Иосиф Обручник принесли Новорожденного в Иерусалимский храм для исполнения законного обряда – посвящения младенца-первенца мужского пола Господу. Моисеев закон запрещал женщине, родившей мальчика, в течение 40 дней входить в Божий храм, ибо она была нечиста. По истечении этого срока, мать вместе с рожденным младенцем приходила в храм, дабы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева Мария не имела нужды в очищении, ибо зачала без мужа и похоти, и родила без болезни и нарушения девической чистоты, но по смирению Она подчинилась закону.
В это же время, по Божьему зову, в храм пришел праведный Симеон – старец, которому было откровение свыше, что он не умрет, пока не увидит Спасителя. Праведник взял Богомладенца на руки и пророчествовал о Христе: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2, 29 - 32). Обращаясь к Пресвятой Богородице, праведный старец сказал: «Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2, 35). Эти слова как бы будут сопровождать жизненный (крестный) путь Пречистой Девы (от Вифлеемских яслей до Креста на Голгофе): боль и тревога о Своем Божественном Сыне, о гонениях на Него и Его страданиях. Поэтому в сей Праздник почитается не только Христос-Спаситель, но и Его Пречистая Матерь.
Евангельские слова (Лк. 2, 36-38) говорят еще об одном участнике этого события: «Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме».
Славянское слово «сретение» означает «встреча». В этом евангельском событии праведный Симеон и Анна пророчица (последние праведники уходящего Ветхого Завета) встречаются в храме с Носителем Нового Завета – Богомладенцем-Христом.
Подобно этой встрече Ветхого и Нового Завета, Церковь сим Праздником дает возможность и предлагает и нам (нашему внутреннему «ветхому» и грешному естеству) встретиться с обновляющим мир Христом-Спасителем. В этом году это вдвойне символично, т.к. Сретение празднуется на Неделе о блудном сыне (евангельская притча о возвращении грешного, духовно заблудившегося человека к любящему его Богу-Отцу).
Вечерняя служба
Божественная литургия
В нашем храме накануне вечером (14 февраля) было отслужено всенощное бдение с литией, а в самый День Праздника – две божественные литургии (после второй – праздничный молебен).
По традиции, сложившийся в Русской Православной Церкви, за богослужением в храмах в этот день священники, помолившись, кропят святой водой зажженные свечи, которые собравшиеся держат в руках. Сретенские свечи принято возжигать дома во время молитвы.
С Праздником!