13 апреля (н.ст.) Православная Церковь празднует двунадесятый праздник - Вход Господень в Иерусалим, воспоминающий евангельское событие 2000-летней давности.
Христос (в сопровождении учеников) входит в Иерусалим на Вольную страсть, т.е. по Своей свободной воле идет на предстоящие Ему искупительные страдания (за грехи рода человеческого), предсказанные еще Ветхозаветными пророками о Нем, как о Мессии. Господь особо торжественно въезжает в Святой город, но не на коне (эти животные в то время в Палестине использовались почти только для войны и являлись эмблемой войны), а на ослике, что символизирует мирный вход в Иерусалим Царя мира. Понимая величие события, Апостолы покрывают своими одеждами ослика (и идущую рядом ослицу), дабы воздать славу Сидящему на нем. Народ иудейский, следуя примеру учеников, также торжественно встречает Въезжающего: более богатые постилают под ноги животных свои одежды, а более бедные вместо одежд кладут срезанные ветви с финиковой пальмы (вайи), отчего этот день также именуется Неделей Ваий или Цветоносной.
У нас вайи заменяются ветками вербы, которая ранее других деревьев пробуждается после зимы (отсюда и праздник еще называют Вербным воскресением). Стояние в храме со срезанными ветвями и зажженными свечами - это воспоминание торжественного Входа Царя Славы на вольные страдания. Молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его, как победителя ада и смерти.
Однако иудейский народ торжественно встречал Спасителя потому, что был сильно впечатлен чудом воскрешения Лазаря, случившимся накануне, и, вообще, чудесами Христа. Иудеи радуются, что, наконец-то, явился Мессия, предсказанный пророками, но в Мессии они хотят видеть правителя, который приведет еврейский народ к независимости от римской оккупации и к земному величию.
Желания одного человека непостоянны, а что говорить о желаниях целого народа. Поэтому, видя, что Христос не стремится воплощать их чаяния, те самые, которые ныне восклицают: «осанна Сыну Давидову», через несколько дней будут вопить: «возми, возми, распни его».
После торжественного входа в Иерусалим, Господь смиренно удаляется из шумного города в тихий пригород Вифанию, а утром Понедельника идет опять в Иерусалим, скромно, и этим уже начинается Страстная седмица…
В нашем храме накануне вечером было отслужено всенощное бдение с литией, а в самый День Праздника – две божественные литургии (после второй – праздничный молебен).
В субботу вечером и в Воскресный день желающие смогли освятить вербы, которые верующие несут в свои дома, как напоминание о празднике, и хранят в святом углу у икон.
С Праздником!