12 июля (по юлианскому календарю) Православная Церковь празднует великий праздник в честь славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, знаменующий собой окончание Петрова поста. До обращения ко Христу апостолы Петр и Павел были разными людьми по своему социальному положению: Петр – неученый человек, простой рыбак и добрый семьянин, носивший имя Симон; Павел – образованнейший человек своего времени, которого звали Савл, гражданин Рима, видный неженатый фарисей и, что удивительно, ярый гонитель христиан. После же принятия Христа оба кардинально изменили свою жизнь: стали горячими проповедниками веры Христовой, совершили несколько миссионерских путешествий, написали Книги, вошедшие в Новый Завет. Как наиболее, среди апостолов, потрудившиеся на ниве распространения веры Христовой, они стали называться Церковью первоверховными. Мнения церковных историков разнятся относительно даты смерти апостолов Петра и Павла: святитель Дмитрий Ростовский пишет, что смерть апостолов произошла либо в один день, либо с разницей ровно в один год (66-67 г.г.). Ясно, что оба апостола приняли мученическую кончину за Господа в Риме: перед казнью апостол Петр попросил распять его вниз головой, посчитав себя недостойным умереть также как и его Божественный Учитель, а апостол Павел был усечен мечом, как римский гражданин. Прошло почти 2000 лет, а пример святых апостолов Петра и Павла, как горящих верой христиан, их труды, как миссионеров-писателей, значимы и актуальны и в наше время. Также в этот день Церковь чествует память преподобного Паисия Святогорца (†1994), недавно прославленного в лике святых и чтимого в нашем народе. В нашем храме накануне вечером было отслужено всенощное бдение с литией, а в самый День Праздника – божественная литургия с праздничным молебном. По сложившейся традиции, все, пришедшие на праздничную службу, запечатлелись на общей фотографии. Наш приход поздравляет отца-настоятеля, протоиерея Павла Латушко, с Днем Ангела (12 июля) и прошедшим Днем Рождения (10 июля, день обретения мощей преподобного Амвросия Оптинского). Также в этот день отмечает свое тезоименитство и недавно рукоположенный во священники иерей Павел Галаков, служивший еще в июне диаконом на нашем приходе. Пожелаем отцам Милости Божией, доброго пастырского служения, крепкого здравия, Ангела Хранителя и Спасения во Христе! Многая и благая лета! Святые апостолы Петре и Павле, преподобные отцы Амвросие и Паисие и все святые, молите Бога о нас! Пресвятая Богородица, спаси нас! С Праздником!
В 2025 года Двунадесятый Господский праздник День Святой Троицы (Пятидесятница) Православная Церковь празднует 8 июня. На пятидесятый день после Исхода иудеев из Египта Бог даровал пророку Боговидцу Моисею Десять заповедей на горе Синай, и с тех пор был установлен иудейский праздник Пятидесятница. Ради его празднования Богородица и ближайшие ученики Спасителя собрались в Сионской горнице на пятидесятый день после Воскресения Христова. «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:2-4). Праздник Пятидесятница считается Днем Рождения Церкви Христовой, которая «родилась» в этот день через Сошествие Святого Духа на первую христианскую общину, состоявшую из Богородицы и ближайших учеников Спасителя. Дух Святой окончательно утвердил учеников в спасительном Христовом учении для проповеди Евангелия по всему миру. С этого Дня иудейский праздник Пятидесятница приобрел уже иной (христианский) смысл, что мы наследуем и поныне. Сошествие Святого Духа на учеников явилось исполнением обещания Господа к ним: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины…» (Ин. 14:16-17). День Пятидесятницы также называют Днем Святой Троицы, потому что в этот день всему человечеству открылась тайна, что Бог Один, но в Трех Лицах - Отец, Сын и Святой Дух. События Дня Святой Троицы (Пятидесятница) более подробно можно прочесть во 2-ой главе Книги Деяния святых апостолов. Ко Дню Святой Троицы храмы и дома у нас украшаются зеленью и цветами. Духовенство служит в зеленых облачениях. Зеленый цвет, в данном случае, символизирует цвет вечной жизни. Празднику Пятидесятница предшествует Троицкая родительская суббота – день поминовения усопших православных христиан. Следующий день (понедельник) после Пятидесятницы именуется Днем Святого Духа. Он является как бы продолжением Праздника Святой Троицы и посвящен особому чествованию Ее Третьего Лица. В этот День Минский Кафедральный собор отмечает свой престольный Праздник. В нашем храме в субботу вечером было отслужено всенощное бдение с литией, а в самый День Праздника – две божественные литургии. После второй – Праздничный молебен и Вечерня с чтением Коленопреклонных молитв Триединому Богу. При этом впервые (после поклонения Святой Плащанице в Великую Субботу) все становятся на колени. Поздравляем нашу Христову Церковь с Днем Рождения и желаем Ей процветания, иметь в Себе Соль Веры и да не зарастает к Тебе народная тропа! Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе! С Праздником!
Христос Воскресе!!! В Субботу Светлой седмицы, 26 апреля, в день 39-летия катастрофы на Чернобыльской АЭС, у Храма иконы Божией Матери «Взыскание погибших» прошли традиционные мероприятия в память подвига ликвидаторов и жертв этой страшной трагедии. После божественной литургии с крестным ходом, у Поклонного Креста на территории прихода была отслужена заупокойная лития пасхальным чином. В парке Дружбы народов прошла памятная церемония в воспоминание об этой страшной техногенной катастрофе. Духовенство храма, а также представители власти, силовых ведомств и общественных организаций возложили цветы к памятному знаку «Ахвярам Чарнобыля». На мероприятии присутствовали ликвидаторы последствий аварии. Наш храм построен в память подвига ликвидаторов и жертв аварии на Чернобыльской АЭС. На южной стене (внутри храма) закреплена памятная плита с именами ликвидаторов, которые молитвенно поминаются каждый день. Справа и слева от входа на территорию прихода расположены плиты с названием деревень, выселенных с загрязненных земель. Чернобыльская атомная электростанция (Чернобыльская АЭС) расположена на территории Украины, в 150 км от Киева и в 16 км от границы Беларуси. В 80-е годы XX ст. это была самая мощная в СССР атомная электростанция. 26 апреля 1986 г. в 1:23:45 в ходе проведения проектного испытания на энергоблоке № 4 Чернобыльской АЭС произошёл взрыв, приведший к самой масштабной экологической катастрофе в истории человечества. В ликвидации последствий аварии приняли участие около 600 000 человек со всего СССР. И, хотя Чернобыльская АЭС находится на территории Украины, больше всего от аварии пострадала наша страна: в зоне загрязнения оказалось более 3500 населенных пунктов, где проживали 2,2 млн. человек; 479 городов и деревень прекратили существование. Согласно данным МЧС Республики Беларусь, около 35 % чернобыльских выпадений радиоцезия на европейском континенте находится на территории нашей страны, поэтому последствия Чернобыля для Беларуси определены как «национальное экологическое бедствие». Многая и благая лета живущим ликвидаторам катастрофы! Вечная память почившим ликвидаторам и жертвам аварии!
На 40-ой день от Воскресения Христова Православная Церковь празднует Вознесение Господне. В этом, 2025 году, сей Двунадесятый Господский праздник отмечается 29 мая. О Вознесении кратко упоминается в Евангелии от Марка, более подробно - в Евангелии от Луки, еще более подробно – в Книге Деяния святых апостолов, написанной также апостолом Лукой. После Своего Воскресения Христос одиннадцать раз являлся ученикам, о чем свидетельствуют одиннадцать евангельских отрывков, читаемых в воскресные дни. В последний раз Спаситель явился им на Елеонской горе, откуда Он вознесся на небо. Накануне этого Господь повелел Богородице и апостолам оставаться в Иерусалиме, обещая им ниспослание Духа Святаго, Который бы окончательно утвердил учеников в спасительном Христовом учении для проповеди Евангелия по всему миру. «Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью» (Лк. 24, 52) от того, что ученики узрели славу своего Господа и Учителя и ожидали исполнения обетования Его о ниспослании Святаго Духа. Православие говорит, что Иисус Христос является одновременно и Богом, и человеком. Как Бог, Он присутствовал в небесном мире всегда. В День Вознесения произошло событие, которым Господь оказал честь всему роду человеческому, ибо на небо (духовное) взошла человеческая природа, присутствующая во Христе. С этого дня христиане перестают приветствовать друг друга пасхальными возгласами: «Христос Воскресе!» - «Воистину Воскресе!». В нашем храме накануне вечером было отслужено всенощное бдение с литией, а в самый День Праздника – две божественные литургии (после второй – праздничный молебен). С Праздником!
Христос Воскресе!!! Отцы, братия и сестры, мы все поздравляем всех нас со Светлым Христовым Воскресением! В 2025 году Православная Церковь празднует Праздников Праздник и Торжество из Торжеств 20 апреля. Господь победил смерть Своею смертью и Воскресением. После грехопадения двери рая были закрыты для людей. И грешники, и праведники после смерти попадали в преисподнюю (праведники – на «лоно Авраамово», которое тоже было вне рая). Но когда Безгрешный Христос Бог, будучи в то же время и Совершенным Человеком, принял на Себя смерть тела человеческого и спустился во ад, ад не смог Его удержать. Спаситель вывел оттуда всех уже умерших ветхозаветных праведников, раз и навсегда открыв двери рая для всех живущих, кто захочет последовать за Ним. В нашем храме были отслужены две праздничные божественные литургии (в полночь и в 9.00) с крестным ходом вокруг храма. Желающие смогли помолиться и причаститься Святых Христовых Таин. На второй литургии дети воскресной школы нашего прихода пели на клиросе. На Страстной Седмице, предшествовавшей Христову Воскресению, был ряд значимых событий в богослужебной и приходской жизни Церкви. В Великий Четверг, 17 апреля, Церковь воспоминала события Тайной Вечери, когда Спаситель установил главное Таинство – Святое Причастие (Евхаристию). Служилась литургия святителя Василия Великого, на которой все православные христиане причащались Святых Христовых Таин. В Четверг вечером в храмах читались 12-ть Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа. В Великую Пятницу (днем) на вечерне из алтаря была вынесена Святая Плащаница и положена посреди храма, что символизирует снятие Тела Христова с Креста и положение Его во гроб, а вечером (на утрени) был отслужен чин погребения Плащаницы с обнесением ее крестным ходом вокруг храма (как воспоминание погребения Христова, сошествия Его во ад и победы над смертью). После чина погребения Плащаница вновь была положена посреди храма для благоговейного поклонения верующих. Поздним вечером Великой Субботы (на полунощнице) Плащаница была унесена в алтарь и положена на престол, где она останется до дня отдания Пасхи. В течение Великой Субботы и Пасхи на территории прихода освящалась принесенная прихожанами пасхальная снедь. Члены братства в честь прпмч. Серафима Жировичского, действующего при нашем приходе, и другие прихожане активно помогали клирикам храма в освящении снеди, а также приняли участие в украшении храма к Празднику. Вся первая седмица после Пасхи именуется светлой или пасхальной (до следующего воскресного дня, называемого Антипасха). В течение 40 дней (до Вознесения Господня) верующие приветствуют друг друга радостными словами «Христос Воскресе!!!» - «Воистину Воскресе!!!». Мира, добра, радости, здравия и Милости Божией Вам и Вашим семьям! «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав» (тропарь Пасхи). С Праздником!
Христос Воскресе!!! Поздравляем всех нас с 80-летием нашей Великой Победы! Как известно, в 1945 году Светлое Христово Воскресение отмечалось 6 мая, в день памяти Святого Великомученика и Победоносца Георгия – небесного покровителя воинства. По историческим свидетельствам, именно на Пасху прекратились масштабные боевые действия, а дальнейшие военные столкновения носили локальный характер. Сам же День Победы пришелся на Среду Светлой седмицы. Пасхальная радость сочеталась с радостью Победы, что выразилось в восторженных чувствах верующих: «Ясное солнечное утро 9 мая 1945 года радостью встревожило сердце. … После стольких лет испытаний, скорби, тоски о близких вдруг стала возможной радость возвращения и свидания с близкими. Этот день напоминал тот день Воскресения в Иерусалиме, когда люди, кто в радости, кто в страхе, покидали свои дома, выходили на улицы города, передавая друг другу разлетевшуюся весть о Воскресении Божественного Учителя. Никто не мог в этот день заниматься своими обычными делами. Событие, изменившее течение жизни, направившее мысли и стремление человека из темного греховного заблудившегося в своих исканиях мира к Истинному Богу. Сколько людей с того святого дня переменило совершенно свою старую жизнь на новую, светлую, сколько людей ушли на подвиг, чтобы всему человечеству разнести радость Воскресения и Безсмертия! Исторический день 9 мая тем радостнее, что он пришелся на один из дней Пасхальной недели, когда ликующее «Христос Воскресе!» звучит победой жизни над смертью, когда мы поем: «Пасха – избавление скорби» … И, чтобы полнее почувствовать радость сегодняшнего дня, люди стремятся в храм. …» (Н. Васильева «Праздник Победы» // «Журнал Московской Патриархии», № 6, 1945). Многие, пережившие войну, говорят так о Дне Победы: «Когда меня спрашивают о самом счастливом дне моей жизни, я говорю, что это был День Победы 9 мая 1945 года. Никогда не видела я потом у людей более счастливых лиц. И тогда, 9 мая 1945 года, верилось, что после таких потерь, страданий, ужасов люди поймут, наконец, безсмысленность войн» (из воспоминаний блокадницы Елены Колесниковой // Интернет-портал «Блокадный Ленинград. 900 дней подвига»). «Михаил Иванович участвовал со своей дивизией в штурме Берлина, в последний раз он опять взялся выносить раненых из-под огня. Хотя он уже был старик, но силушки ему было не занимать. Был он силен и духом, и телом, этот русский солдат. Подойдя после взятия рейхстага, он расписался на его стене: «Разумейте, языцы, и покоряйтеся, яко с нами Бог! Михаил Иванович Богданов из Ленинграда» (В. Лялин «Человек на войне»). 9 мая в нашем храме после божественной литургии были отслужены благодарственный молебен Господу о даровании Победы нашему народу в 1945 году, а также заупокойная лития, на которой, в том числе, поминались усопшие воины. Царство Небесное и Вечная Память всем погибшим в Великой Отечественной войне! Многая и благая лета всем ныне живущим воинам и детям войны!
Перамога будзе за намi: … як з Богам пачалi вайну –ў бясоўскiм асьляпленьнi – Бог сорак першы папусьцiў – для ўразумленьня … … пакаялiся – перад Госпадам Расьпятым … – … праз цернii – Бог даў нам сорак пяты!.. … затым iзноў: вайна з Царквой – на вынiшчэньне … i … – быццам сорак першы iзноў – для ўразумленьня … … пакаемся, браты, – у буднi й сьвяты … душы ўз’арэм руплiва, як араты, – малiтваю i працаю зацятай … i … – зноў Гасподзь пашле нам – СОРАК ПЯТЫ!.. («1945. Победа!..» / Багаслоўска-лiтаратурна-мастацкi лiсток, Жыровiцкая абiцель, 2009)
6 мая Православная Церковь чтит одного из самых любимых наших святых –Святого Великомученика и Победоносца Георгия, а также мученицу царицу Александру, мучеников Анатолия и Протолеона. Они пострадали за Христа в 303 году в царствование императора-язычника Диоклетиана. Святой Георгий был одним из старших военачальников в римской имперской армии. Когда же настало время гонений на христиан, великомученик Георгий открыто исповедовал себя христианином, за что был подвергнут жестоким пыткам. Видя чудо исцеления Ангелом святого Георгия от ран, а также твердость веры, с которой Великомученик переносит истязания, царица Александра объявила себя перед всеми христианкой. За это она была приговорена к смерти. Святой Георгий (после многочисленных неудачных попыток склонить его к язычеству) остался верен Христу и был усечен мечом. В нашем храме накануне вечером было отслужено всенощное бдение, а в самый День Праздника – божественная литургия с праздничным молебном (вечером – акафист Святому Георгию). Этот (и предыдущий) дни также знаменательны личными праздниками для некоторых клириков и прихожан нашего прихода. Поздравляем с Днем Ангела диакона Виталия (5 мая, прп. Виталия Александрийского), матушку Александру, супругу отца-настоятеля протоиерея Павла (6 мая, мч. царицы Александры), а также поздравляем с Днем Рождения протоиерея Андрея (6 мая), матушку Александру (5 мая, 70-летие!), а также Галину Семеновну, многолетнего украсителя нашего храма (6 мая), а также всех ныне тезоименитых и отмечающих свой День Рождения! Многая и благая лета! Желаем всем Спасения во Христе, Милости Божией и доброго здравия!
Христос Воскресе!!! Пресвятая Богородица, спаси нас! Святые Великомученик и Победоносец Георгий, мученица царица Александра и все святые, молите Бога о нас! С Праздниками!
13 апреля (н.ст.) Православная Церковь празднует двунадесятый праздник - Вход Господень в Иерусалим, воспоминающий евангельское событие 2000-летней давности. Христос (в сопровождении учеников) входит в Иерусалим на Вольную страсть, т.е. по Своей свободной воле идет на предстоящие Ему искупительные страдания (за грехи рода человеческого), предсказанные еще Ветхозаветными пророками о Нем, как о Мессии. Господь особо торжественно въезжает в Святой город, но не на коне (эти животные в то время в Палестине использовались почти только для войны и являлись эмблемой войны), а на ослике, что символизирует мирный вход в Иерусалим Царя мира. Понимая величие события, Апостолы покрывают своими одеждами ослика (и идущую рядом ослицу), дабы воздать славу Сидящему на нем. Народ иудейский, следуя примеру учеников, также торжественно встречает Въезжающего: более богатые постилают под ноги животных свои одежды, а более бедные вместо одежд кладут срезанные ветви с финиковой пальмы (вайи), отчего этот день также именуется Неделей Ваий или Цветоносной. У нас вайи заменяются ветками вербы, которая ранее других деревьев пробуждается после зимы (отсюда и праздник еще называют Вербным воскресением). Стояние в храме со срезанными ветвями и зажженными свечами - это воспоминание торжественного Входа Царя Славы на вольные страдания. Молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его, как победителя ада и смерти. Однако иудейский народ торжественно встречал Спасителя потому, что был сильно впечатлен чудом воскрешения Лазаря, случившимся накануне, и, вообще, чудесами Христа. Иудеи радуются, что, наконец-то, явился Мессия, предсказанный пророками, но в Мессии они хотят видеть правителя, который приведет еврейский народ к независимости от римской оккупации и к земному величию. Желания одного человека непостоянны, а что говорить о желаниях целого народа. Поэтому, видя, что Христос не стремится воплощать их чаяния, те самые, которые ныне восклицают: «осанна Сыну Давидову», через несколько дней будут вопить: «возми, возми, распни его». После торжественного входа в Иерусалим, Господь смиренно удаляется из шумного города в тихий пригород Вифанию, а утром Понедельника идет опять в Иерусалим, скромно, и этим уже начинается Страстная седмица… В нашем храме накануне вечером было отслужено всенощное бдение с литией, а в самый День Праздника – две божественные литургии (после второй – праздничный молебен). В субботу вечером и в Воскресный день желающие смогли освятить вербы, которые верующие несут в свои дома, как напоминание о празднике, и хранят в святом углу у икон. С Праздником!